​Целлюлозная глина

Из всех недавно разработанных типов глины именно целлюлозная глина может считаться наиболее разнооб­разной в использовании.

Целлюлозную глину можно оставить на алеба­стровой плите для застывания, снимать с плиты в кожетвёрдом или почти сухом виде. В качестве альтернативы ее можно соскрести с плиты в ещё мокром виде и размять руками, получив пластичную массу для лепки. С ней даже можно работать на гончарном круге. В виде шликера глину можно разливать в изложницы или использовать в пресс-формах, оставляя её там до высыхания. С помощью целлюлозной глины можно создавать достаточно масштабные про­изведения, которые будут отличаться прочностью, а вес их одновременно будет составлять лишь небольшую долю от веса изделия из тра­диционной глины. Небольшие полые волокна целлюлозы, замешиваемые в бумажную пульпу, служат капиллярами для глиняной массы,

благодаря чему она идеально впитывает влагу и хорошо держит форму. При обжиге бумага выгорает, после чего в гончарном изделии остаются своеобразные отверстия-соты, так что вес готового изделия заметно снижается.

Получение целлюлозной глины

Этап 1
1. Замешайте густой шликер из измельчённой в порошок глины. Здесь воду добавляют в ведёрко с фарфоровой глиной, а массу размешивают деревянной палочкой. При такой работе нужно надевать респиратор, поскольку добавление воды к сухой и измельчённой в порошок глине поднимает в воздух мелкую пыль.
Этап 2
2. Используйте металлический венчик, закрепив его на электродрели, это поможет быстро смешать сухой порошок с водой. В готовом виде раствор по консистенции должен напоминать густые сливки.
Этап 3
3. Положите сухие целлюлозные волокна в миску и пропитайте их водой. Такое волокно, которое можно приобрести в специальных магазинах, отличается наличием мелкодисперсной сухой пыли, поэтому не снимайте маску, пока вся масса не пропитается водой.
Этап 4
4. Подливайте воду в пульпу, пока не убедитесь, что все волокна хорошо впитали влагу. Цвет потемнеет - это хороший знак, показывающий, что масса вобрала достаточно воды. Количество пульпы, которое вам потребуется, зависит от желаемых результатов - в среднем к шликеру можно без всякого риска добавлять 30-50% бумажной пульпы.
Этап 5
5. Отожмите бумажную пульпу и добавьте её в шликер. С помощью металлического венчика добейтесь хорошего перемешивания глиняного раствора с влажными волокнами целлюлозы. По мере того как глина будет впитывать влагу из волокон, густой глиняный раствор станет более жидким.
Этап 6
6. Вылейте раствор глины и бумажной пульпы на алебастровую рабочую поверхность и с помощью скребка или похожего инструмента разровняйте массу. Другой способ - воспользоваться скалкой и хорошенько раскатать массу, разглаживая её, когда бумажная глина перейдёт в кожетвёрдое состояние.

Сборка после обжига

Сборка после обжига

Эта садовая скульптура «Водоворот» относится к серии сборных скульптур от Грэхема Хея. Ранее Хей работал с элементами из целлюлозной глины, разламывая их и собирая как в сухом, так и во влажном состоянии, так что вполне естественным следующим шагом стал переход к созданию скульптур, собрать которые можно после обжига. Изогнутые «спицы» получены путём преобразования жгутов из пластичной целлюлозной глины в длинные полуспирали. После обжига элементы нанизаны с помощью отверстий на центральную труб¬ку, благодаря чему у зрителя появляется возможность бесконечно менять их расположение.

Сборка пластов

Сборка пластов

Рама этой скульптуры корабля в работе «Выброшен на берег» от Грэхема Хея собрана из сухих «планок» из целлюлозной глины - они были вырезаны из пластов острым крафт-ножом на кожетвёрдой стадии. Жидкая целлюлозная глина в мягкой бутылке - подобии кондитерского мешка использовалась для склеивания оставшихся планок и основы. Готовая скульптура обожжена при темпера¬туре обжига фаянса.