Фаянс

Фаянсовые гончарные изделия люди изготавливают с древнейших времён. Наиболее часто встречающаяся форма изделий получена из всем знакомой терракотовой глины, позволявшей мастерам получать самые разнообразные предметы - вплоть до кирпичей, дренажных труб и черепицы. Терракота - слово итальянского происхождения, означающее «обожжённая земля». При обжиге терракотовая глина становится достаточно мягкой и пористой. Красный цвет обусловлен присутствием в материале оксида железа.

На протяжении истории человечества терракота была излюбленным материалом для домашнего и кулинарного использования, поскольку керамика хорошо выдерживает перепады температуры, особенно при готовке над открытым огнём. Пористый материал способствует испарению с поверхности воды, так что любая жидкость остаётся свежей и прохладной в жарком климате. Однако в более холодных регионах садовые горшки из керамики часто растрескиваются от мороза, когда поглощаемая глиной вода замерзает и, расширяясь, разрывает сосуд.

Фаянс обычно обжигают при температурах 1830-1980 °F (1000-1080 °С). Добавление песка или шамота (см. с. 30) позволяет обжигать глину при более высокой температуре, это снижает пористость изделий и даёт возможность получить более гладкую поверхность. Иными словами, чем выше температура обжига материала, тем лучше будет держаться на нём глазурь. Как красный, так и белый керамический фаянс идеально подходят для декорирования шликером (см. с. 100). Большую часть традиционной глиняной крестьянской посуды декорируют именно так, при этом используют мотивы росписи шликером или энергично растираемые пальцами узоры. Традиционная африканская керамика проходит обжиг при очень низкой температуре, обычно лишь до 1470 °F (800 °С) и часто отличается глубоким рельефным узором.

Красный фаянс содержит небольшую примесь мелкого песка. Благодаря этому глина становится чуть прочнее, особенно при работе на гончарном круге, что даёт возможность изготавливать крупные изделия. Однако материал не слишком устойчив к деформациям, а потому красный фаянс не годится для больших или плоских изделий. Впрочем, такой фаянс проявляет хорошие качества при низкотемпературном обжиге, а потому материал идеально подходит для работы на гончарном круге или в технике жгутов. Бисквитный обжиг - при 960 °С (1761 °F); глазурный обжиг от 1060 °С до 1120°С (1940-2048 °F).

Красный фаянс

Белый фаянс, получаемый обычно из смеси комовых глин с добавлением других минералов. При обжиге цвет меняется и становится белым или желтоватым, что отлично подходит для декорирова­ния. Материал становится более гладким, чем красный фаянс, поскольку не содержит ни песка, ни шамота. Не подходит для ручной лепки, мало устойчив к деформациям.

Красный фаянс
Деревенская керамика
Деревенская керамика

Традиционные керамические изделия изготавливали в знаменитой мастерской Buckley and Ewenny Pottery в Уэльсе на протяжении сотен лет, однако в 1940-1950-е годы промысел прекратил существование. Пожалуй, и сегодня в любом домашнем хозяйстве в стране найдётся какая-нибудь старая посудина.

Блюдо, декорированное шликером
Блюдо, декорированное шликером

Многие гончары стремятся продолжить традицию изготовления деревенской посуды, они изготавливают крепкие и функциональные изделия, характеризуемые свежим, современным оформлением. Это роскошное блюдо от Клайва Боуэна интересно энергичным декорированием шликером, что в целом типично для этого художника-гончара. Глазурование и обжиг в большой дровяной печи при 1900-1940 °F (1040-1060 °С).

Круглое блюдо с ножками
Круглое блюдо с ножками

Это блюдо от Майкла и Виктории Иден изготовлено на гончарном круге из мягкого красного фаянса. Форма изделия изменена в кожетвёрдом состоянии, при этом основание ударяли о рабочую поверхность, чтобы край загнулся вверх, а форма стала овальной. Интересные ножки и ручки созданы с помощью вытягивания петельными инструментами слегка затвердевшей глины. Цветные прозрачные глазури создают блестящую, словно светящуюся поверхность.

Традиционные формы
Традиционные формы

Большой кувшин от Атиллы Альберта интересен традиционной для Южной Венгрии формой. В деревне Магьярзобатфа по-прежнему работают 15 семей гончаров, изготавливающих, как и раньше, керамику для домашнего использования. Сегодня Атилла Альберт обжигает свои изделия в электрической печи, единственной в деревне, что позволяет ему получить более прозрачную отделку глазурью.